Мы составили обзор о роли церкви в средневековом обществе, содержание которого неплохо бы себе представлять. Это не правила в чистом виде, но рекомендации, которые полезно иметь в виду, чтобы не наделать по незнанию глупых ошибок.
В средневековом обществе Церковь играет необычайно важную роль и как локус, и как организация, и как определенная субкультура. Не следует забывать, что хотя о сознании человека развитого средневековья и нельзя говорить, как о полностью религиозном, но христианский элемент является основополагающим и определяющим во всех сферах культуры, религиозные тексты являются наиболее цитируемыми, архитектурные памятники – наиболее заметными. Все это кажется невозможным отразить в рамках ролевой игры, если не разбить все сферы жизни, в которых так или иначе участвует духовенство и Церковь, на группы.
Общие положения
- Языком богослужения на нашей игре служит латынь. Месса проводится по сокращенному обряду (служба преждеосвященных даров в нашем мастерском сокращении) без реконструкции основных таинств.
- Все духовенство на игре делится на черное и белое, монашествующих и священников, обязанности которых прописаны ниже.
- Духовенство и миряне существуют в ситуации церковной схизмы, при двух папах. Папа в Риме – Иннокентий VI, Папа в Авиньоне – Николай V.
- Следует помнить, что между высшим и низшим духовенством лежит не только имущественная пропасть, но и сословная. В большинстве случаев представители высшего духовенства чувствуют себя частью дворянского сословия, что обусловлено и их происхождением, и их кругом общения, к низшему духовенству они относятся так же, как светские владыки к своим подданным и вассалам.
- Информационная роль Церкви и духовенства. В жизни обывателя в Средние века Церковь играет очень заметную роль как одно из средств информации. Ведь именно в церкви, на службе, присутствуют все основные сословия и все находящиеся в данной локации христиане, именно во время службы происходит упоминание владык (что является фактически публичным актом утверждения власти одной из сторон), именно во время службы священник получает возможность высказать в проповеди свое мнение о событиях, или поделиться известиями, и наконец, именно в церкви, или непосредственно перед ней происходят все основные публичные действия (коронации, посвящения, отпевания, встречи и т. д.).
I. Духовная сфера
A. Богослужение
- Ведется на латыни.
- Текст литургии: сокращенная служба преждеосвященных даров.
- Занимает не более 20 минут, если нет никакой чрезвычайно необходимости продлить ее (коронационный чин, королевские: венчание, отпевание, крещение).
- Не воспроизводит сакральные формулы таинств.
- Причастие производится под двумя видами (вино и облатка) – для духовенства и для членов королевской семьи и высшей аристократии (последнее в зависимости от региона и ситуации), все прочие получают причастие под одним видом (облатка).
- Обязательным условием причастия является исповедь.
- Любая литургия обязательно содержит помимо всего прочего: проповедь на народном языке (в случае реконструкции – русский), которая производится не с амвона, а со специального места проповедника в центре церковного помещения, и поминание Папы (одного из двух, признанного здесь), короля (одного из двух, признанного здесь) и непосредственного сеньора.
- Литургический инвентарь и одеяния желательно должны соответствовать эпохе и региону, обязательным является их наличие и приемлемая форма.
- Служба производится два раза в сутки – утром и вечером, что необходимо для соблюдения условностей игры.
- Служба предусматривает пение только по желанию.
B. Обязанности мирян
Естественно, основной сферой, где игроки будут взаимодействовать с духовенством и Церковью является духовная жизнь каждого персонажа, чтобы избежать неприятных коллизий, следует определить основные обязанности мирян:
- Знать (читай: уметь хотя бы правильно читать) основные молитвы на латыни: Pater Noster, Ave Maria, Credo.
- Посещать службы и исповедь.
- Соблюдать правила поведения в церкви и с духовенством.
Любое из этих правил может быть нарушаемо, но это нарушение будет восприниматься как нечто выходящее за рамки обыденного.
C. Правила поведения мирян в церкви
- Входя в церковь, нужно перекреститься.
- В церкви нельзя находиться с оружием, сквернословить, находиться пьяным, есть и пить (кроме исключительных случаев), смеяться, играть в азартные игры и проч.
- В церкви нельзя находиться животным.
- Кающиеся грешники находятся в нартексе или за пределами церкви.
- Сидеть в церкви разрешается только духовенству (вокруг престола) и дворянству около амвона, остальные – должны стоять.
- Исповедоваться нужно заранее, перед мессой.
- Причащение происходит в три этапа: сначала – духовенство, потом – дворянство, потом – все остальные.
- Мужчины в церкви находятся с непокрытой головой, женщины – наоборот.
- Миряне могут заходить за амвон только в экстренном случае, женщины – никогда.
- Следует с почтением приветствовать священно- и церковнослужителей.
- Преклонение перед святыней – обязательно; участие в процессии, несущей святыню в большой праздник: при проносе святыни мужчины снимают головные уборы, преклоняют головы и даже колени.
II. Материальная составляющая
Для того, чтобы обозначить важную составляющую религии на игре, рекомендуется соблюсти определенные условия, касающиеся конкретной реконструкции церковных строений и инвентаря:
- Церковь в локации должна быть зданием, выходящим на центральную площадь (домовые церкви будут обговорены отдельно).
- Здание церкви должно быть вытянуто из соотношения 1:4, где 1 – ширина, а 4 – длина.
- В центре здания желательно небольшое возвышение для проповедника
- В торце здания желательно возвышение для престола, наличие самого престола обязательно.
- По окончанию строительства нужно определить место для духовенства – вокруг престола, для дворян – перед ним, для прочих мирян – в конце зала, ближе к выходу, для грешников – около входа.
- Обязательный для отыгрыша инвентарь: свечи, чаша, посох, облатки, Библия.
- Необходим колокол, сзывающий на службу и в случае опасности (вместо колокола может быть било – подвешенный кусок металла, или любое другое изобретение игроков, производящее нужный эффект).
- Над церковью, проще всего – над входом, должен располагаться крест, чтобы здание можно было с первого же взгляда определить.
III. Правила проведения ритуалов
Не загружая игроков подробностями канонического права и литургики, мы решили описать основные правила проведения ритуалов и то, что для них необходимо.
Стоит отметить, что все эти обряды возможно проводить только как часть праздничной мессы, т. е. в условиях игровой реальности 2 раза в сутки – утром и вечером. Обряды можно сочетать, но при этом неминуемо увеличится и длительность службы.
a) Месса
- Священник
- Освященный престол
- Святые дары
- Литургический инвентарь
- Текст мессы
- Служка (желательно)
b) Освящение и переосвящение престола
- Освященный престол
- Священник местной церкви
- Епископ (желательно этого диоцеза)
- Реликвия. Изначально должна быть в каждом престоле, желательно, чтобы она сочеталась с посвящением.
Хочется напомнить, что после каждого осквернения престол требует переосвящения. Как осквернение квалифицируются: введение животного в храм, убийство в храме, разрушение в храме, перестройка храма, намеренное действие по осквернению престола. До переосвящения престола на нем невозможно проводить службы и обряды.
c) Поставление священника
- Новоявленный священник
- Епископ
- Освященный престол
- Народ или клир, которые покричат "достоин".
- Сюзерен, или представитель сюзерена, или письмо сюзерена, предоставляющее бенефиций.
d) Поставление епископа
- Новопоставляемый епископ
- Два (желательно три) любых других епископа
- Народ и клир
- Освященный престол
- Сюзерен, или представитель сюзерена, или письмо сюзерена, предоставляющее священнику бенефиций.
- Перстень, посох и палий.
- Священник(и), прислуживающие при поставлении.
e) Коронация короля/герцога/графа
- Коронуемый
- Народ
- Священники, сопровождающие службу.
- Духовенство
- Вассалы
- Освященный престол
- Корона, Перстень, Меч, Скипетр, Держава...
- Священный елей (для королей Англии и Франции – специальный)
- Глава духовенства данного региона, или особо почитаемый религиозный деятель.
f) Праздничные шествия
- Духовенство
- Святыня
- Точки начала и конца шествия.
g) Освящение престола домовой церкви
- Священник
- Владелец церкви
- Престол
h) Поставление аббата
- Новопоставляемый
- Братия
- Священник
- Епископ
- Сюзерен, или представитель сюзерена, или письмо сюзерена, предоставляющее бенефиций.
- Глава, или представитель главы, или разрешающее письмо главы конгрегации – для нищенствующих орденов и больших конгрегаций.
IV. О священных предметах
В Средневековом мире множество предметов, обладающих или якобы обладающих магической силой, еще больше подделок и стилизаций, разобраться в них и их бытовании не просто, поэтому мы решили составить справочник о реликвиях.
- Реликвия – это духовный и материальный капитал владельца.
- Реликвия может защищать владельца (во всяком случае он может в это верить).
- Почти у всех аристократических родов есть подобные реликвии, которые обычно хранятся в принадлежащих им храмах и имеют известную связь с историей рода.
- Реликвия может служить основой для создания и освящения престола.
- Известные реликвии являются выгодным капиталовложением, поскольку привлекают паломников.
- Потеря родовой или храмовой реликвии наносит тяжкий удар по престижу рода. Кроме того, похищение престольной реликвии делает престол недействительным.
- Использование реликвий в ритуалах повышает значимость этих ритуалов.
- Не верить в силу реликвий или публично порицать их почитание не принято, особенно это может отразиться на вашем имидже в глазах духовенства.
- Вопрос о подлинности реликвий может подниматься, но обычно решается предъявлением подлинника.
- Новые реликвии создаются из предметов и веществ, связанных с чудесами и святыми, либо из мощей этих святых. Наиболее ценны те реликвии, которые признаны Церковью, остальные часто называют ложными.
- Магические предметы, обереги, заговоры и проч. – осуждаются Церковью и властью, но при этом широко используются в народной среде.
- Реликвии могут продаваться и покупаться, обмениваться, быть предметом торга, но не могут быть предметов ростовщических сделок – это большой грех.
- Освобождение реликвий из рук неверных – благое дело.
- Существует иерархия реликвий: связанные с Христом – с апостолами – с их учениками – со святыми отцами древности – с особо почитаемыми святыми. Но это не означает, что местные святыни подчас становятся более почитаемыми.
V. Юридические особенности в отношении мирян с Церковью
A. Церковный суд
- Исключительно церковному суду подвержено духовенство.
- Церковному суду подвержены миряне в случае нарушений в области семейно-нравственных отношений (измена, развод, двоеженство и т. д.), сексуальной сфере (извращения) и религиозной (осквернения, нарушения клятв и проч.), также церковному суду подвержены все дела иноверцев, еретиков, колдунов и проч. маргинальных элементов.
- Решения церковного суда приводятся в исполнение светскими владыками.
- В случае смешанного конфликта создается смешанная духовно-светская коллегия.
- Правом суда обладает епископ или группа епископов.
- Меры пресечения следует избирать согласно Corpus Juris Canonici.
- Отлучение приводит к освобождению от клятв в отношении отлученного. Особенно это опасно для королей.
- Естественно, что в реальной практике на церковный суд оказывалось очень мощное светское давление.
B. Пожертвования
- Пожертвования в пользу Церкви создают духовный капитал для жертвующего. При пожертвовании обозначаются условия жертвы (поминовение, молитва и проч.)
- В обозначенный период действует закон о "мертвой руке", поэтому земельные пожертвования в пользу Церкви запрещены, зато разрешены денежные.
- Формально один раз отданное Церкви не отчуждается, в реальной практике отчуждается, и более того жертвователь сохраняет над пожертвованным контроль – в этом случае все зависит от авторитета конкретных светских и духовных владык.
C. Вассально-феодальные отношения
- Духовенство получает в кормление землю от светских владык, поэтому почти все церковники находятся в вассальной зависимости, как землевладельцы.
- Есть случаи когда светские владыки находятся в феодальной зависимости от Папы, как, например, король Англии по договору Иоанна Безземельного с Иннокентием Третьим.
- Поскольку почти все высшее духовенство является выходцами из дворян на него часто распространяются завещания и родовые грамоты и привилегии.