Лилия и Лев: Несравненное право
Франция Англия

Правила

Боевка

основные тезисы, безопасность, хитовая система, отряды и сражения, ранения и смерть, оружие, доспехи, укрепления и штурмы, прочее

Основные тезисы

Зона поражения – полная, за исключением головы, шеи, паха, кистей и стоп.

Удары в шлем запрещены.

Боевая система – хитовая, любое попадание контактным оружием в поражаемую зону снимает 1 хит. Стрелы из луков и болты из арбалетов снимают 2 хита.

Поражение засчитывает только тот игрок, который его получает. Споры на эту тему запрещены и наказуемы. Попытки игроков не считать свои хиты будут жестко пресекаться мастерской группой. Колющие удары клинковым оружием (длиннее кинжала) запрещены. Разрешаются гуманные колющие удары ножами и кинжалами. Колющие удары в голову запрещены любым оружием, включая копья, стрелы и болты. Запрещено целиться и стрелять явно в голову из любого вида дистанционного оружия.

Основной материал для изготовления клинкового оружия – текстолит. Допускаются также деревянные и каркасные латексные клинки. Допускаются ножи и кинжалы из дюраля. Любые другие металлические клинки запрещены. В ночное время допускается использование тимбар и каркасных латексных клинков.

Возможность владеть и пользоваться щитом крупнее баклера допускается только по предварительной заявке. Наличие щита на игре считается неким аналогом наличия полного комплекта вооружения, включая боевую лошадь, в историческом прошлом. Это доступно, практически, только дворянам. Число щитов на игре будет ограничено, примерно, третьей частью от общего числа боевых персонажей.

В ночное время боевые действия ограничены. С 22:00 до 7:00 запрещено использование щитов и любого оружия, кроме ножей, кинжалов, тимбар и латексных мечей. Тимбары разрешается использовать только в период с 21:00 до 8:00 – то есть, утром и вечером есть час времени, когда разрешено использовать и "дневное", и "ночное" оружие, причем в этот час при использовании тимбары обязательно должна наличествовать защита кисти.

С 00:00 до 10:00 запрещены штурмы укреплений. Также с 00:00 до 10:00 неуязвимы люди в палатках – то есть, в это время игроки могут игнорировать требование выйти из палатки и им нельзя нанести вред никакими средствами.

Мы рассчитываем, что игроки, для которых боевой аспект игры будет существенным, аккуратно и тщательно подойдут к вопросу выбора своего вооружения и доспехов, и будем отказывать в допуске оружия и доспехов низкого качества или не соответствующих эпохе, региону и роли персонажа.

Безопасность

Ударивший противника в незащищенную голову, шею или в пах автоматически становится тяжелораненым, если только пострадавший не скажет "Продолжаем!". Помните, что случайно попасть в непоражаемую зону может даже хороший боец, поэтому будьте внимательны, старайтесь не подставляться под удары в непоражаемую зону и не ловите их намеренно.

В бою разрешаются: зацепы щитов и оружия, толчки (не с разбега!) плоскостью (не ребром!) щита в щит противника.

Нельзя перехватывать и отбивать боевую часть оружия (в том числе лезвие клинка) кистями рук (в том числе в перчатках), и пытаться вырывать клинок из руки противника за гарду, однако возможен перехват древка древкового оружия.

Запрещены удары ногой в щит и применение любых других приемов рукопашного боя, включая толчки корпусом, подножки, подсечки, захваты.

Игрок без шлема не имеет права пользоваться щитом. Игрок без шлема, но со щитом не имеет право участвовать в бою, должен немедленно бросить щит или выйти из боя – в противном случае он имеет ровно 1 хит, который снимается с него любым ударом (в том числе в щит!).

Допускается и поощряется применение для защиты глаз от возможного поражения стрелами пластиковых защитных очков. Это не антуражно, но глаза дороже. Старайтесь использовать очки, изготовленные целиком из прозрачного пластика (поликарбоната), они не сильно бросаются в глаза.

При нанесении травмы тот, кто ее нанес, автоматически переходит в состояние трупа и помогает травмированному в кратчайшие сроки получить необходимую медицинскую помощь. В случае возникновения подобной ситуации следует незамедлительно сообщить о ней мастерам.

Человек в состоянии опьянения, даже если от него просто отчетливо пахнет спиртным, не может пользоваться никаким оружием и принимать участие в боевке вплоть до полного протрезвления или истечения назначенного мастером срока.

Хитовая система

Свои хиты каждый считает сам! Тем, кто свои хиты считает плохо, мастера могут помочь. Но лучше до этого не доводить. У людей по базе 1 личный хит, у профессиональных воинов – 2 личных хита.

Персонаж в шлеме получает 1 дополнительный доспешный хит. Персонаж в кольчуге или жестком доспехе, закрывающем корпус, получает 1 дополнительный доспешный хит, если доспех также закрывает и конечности (включая предплечья и голени), то персонаж получает 2 доспешных хита.

Поддоспешник, т. е. стеганка сама по себе, дополнительных хитов не дает! Хорошо сделанный набивной доспех дает 1 дополнительный хит. Защиту конечностей дают только жесткие металлические наручи/поножи.

Таким образом, максимальное числе хитов на игре равно 5.

Любое попадание контактным оружием в поражаемую зону снимает 1 хит. Исключение составляют бревна и камни, сброшенные со стен, снаряды катапульт, баллист и пушечные ядра. Стрелы луков и болты арбалетов при стрельбе снимают 2 хита.

"Швейная машинка" засчитывается как один удар.

В случае стрел/болтов засчитывается только прямое попадание в поражаемую зону. Попадание стрелы/болта, отскочившей от другого объекта, за ранение или поражение не засчитывается. Бревна/камни со стен, снаряды катапульт/баллист, пушечные ядра поражают даже после рикошета.

При нанесении персонажу повреждения оружием сначала списываются хиты за доспехи, и только потом – личные хиты.

Восстановление доспешных хитов происходит после того, как доспех будет снят/надет на территории дружественного города или замка. В полевых условиях доспешные хиты не восстанавливаются.

Отряды и сражения

Единственное военное формирование на игре – отряд. Война ведется только отрядами. Отряды формируются по специальным правилам и стоят денег (макроресурс – золото, по 2 золотых за каждого бойца в отряде). Совокупность отрядов формирует армию. Все, что не отряд, – толпа.

Оплата отряда действует до начала следующего светового дня (до 6:00 утра), в начале каждого светового дня необходимо заново оплатить существующие отряды или распустить их.

Для формирования отряда необходим командир, знамя, не менее 5 бойцов в шлемах и золото. Каждый член отряда маркируется повязкой (лентой) одного цвета на боевую руку. Командир отряда маркируется двумя лентами на боевую руку.

Шлем обязателен для вступления в отряд, однако при этом голова не является поражаемой зоной ни в индивидуальных стычках, ни в крупных сражениях отрядов, ни при штурмах.

Формирование отряда контролируется мастером. Сформировать отряд можно только в дружественном городе или замке. Захваченный город или замок считается дружественным через полный экономический цикл после захвата.

При взаимодействии толпы и отряда представители толпы имеют ровно 1 хит (не взирая на доспехи). При взаимодействии отрядов с необходимостью объявляется сражение (см. ниже). Отряды ходят только по промаркированным дорогам. Ширина дороги принимается равной 15 метров. При движении члены отряда не могут отдаляться более чем на 20 метров от знамени, вышедшие за пределы 20-метровой зоны считаются временно покинувшими отряд и должны снять свои повязки. В рамках сражения ограничений на перемещение нет.

В узловых точках маркированных дорог находятся замки и города. Отряд не может миновать такие укрепления, не получив явного разрешения на проход от владельцев замка. В случае, когда на запрос о проходе получен отказ, отряд не имеет права двигаться дальше и может либо развернуться и уйти обратно по той же дороге, по который прибыл, либо начать осаду или штурм укреплений.

При формировании отряда можно сразу же оплатить дополнительное число бойцов – резерв. При этом дополнительные повязки крепятся на древко знамени отряда. Далее, даже в полевых условиях к отряду могут присоединяться дополнительные бойцы, используя оплаченные повязки с древка знамени. Бойцы могут временно покинуть отряд, сняв свои повязки и повязав их на древко знамени.

Отряд, в котором по тем или иным причинам (в том числе в результате сражения или в результате нелепых перемещений членов отряда), осталось менее 6 дееспособных (т. е. в сознании, не тяжелораненых) человек (5 бойцов + командир), распускается. При этом статус отряда снимается после окончания боевого взаимодействия (сражения или стычки) – в процессе боя статус участников не меняется. Под окончанием стычки (т. е. любого боевого взаимодействия, не попадающего под определение сражения отрядов) понимается 5 минут с момента последнего обмена ударами/выстрелами. Недееспособность командира сама по себе не приводит к роспуску отряда.

Штурм капитальных укреплений – всегда сражение, может вестись только отрядом. При штурме крепости защищающаяся сторона может сформировать отряд особого типа: ополчение. Ополчение не имеет права выходить за стены укреплений. Формирование ополчения не стоит ресурса, члены ополчения должны иметь нарукавные повязки (белого цвета). Ополчение существует как отряд только пока крепость атакуют (при этом ленточки можно повязать и заранее, но если крепость не атакуют, то никаких преимуществ ленточки ополчения не дают).

"Поле битвы" – четко обозначенная перед "сражением" площадка, с определенными границами (по ориентирам, с точность +/– 10 метров). Вышедшие за границу "поля" в процессе сражения персонажи выходят из состава своих отрядов (за исключением случая "организованного отступления").

Во время сражения (боя отряда на отряд) персонаж не может умереть. В случае поражения отряда персонаж может быть захвачен в плен (см. далее).

Перед началом сражения дается время на подготовку армий (5–10 минут) Пожалуйста, потратьте его, прежде всего, на подготовку и проверку своего снаряжения – подтяните ремешки и т. д., а главное – наденьте шлем.

Если сражение двух отрядов уже идет, третий и последующие отряды могут присоединиться к нему без необходимости отдельного объявления и паузы на подготовку.

Толпа не может непосредственно присоединиться к сражению отрядов – удары контактным оружием персонажей из толпы не снимают хитов с персонажей из отрядов в идущем сражении двух и более отрядов. Однако толпа может обстреливать ведущие сражение отряды – в этом случае попадание дистанционным оружием снимает хиты с персонажей отрядов обычным образом.

Во время сражения добивать нельзя. Потерявшие все свои хиты остаются лежать (считается, что их снаряжение пришло в негодность). Два или более дееспособных персонажа могут шагом оттранспортировать потерявшего хиты бойца к знамени. При наличии оплаченного резерва, сняв повязку с древка знамени, можно восстановить все хиты и вернуть бойца в строй. При этом снятую повязку надо сохранить и сдать мастеру после окончания сражения.

Если знамя отряда попадает в руки противника, то считается, что резерв рассеян. Резерв не может быть использован противником.

После окончания сражения потерявшие все свои хиты бойцы собираются в группы (по числу сторон конфликта) и остаются на поле боя, приобретая статус "разбитых и рассеянных", сохраняя его в течение 2 часов. Такие бойцы могут быть возвращены в строй за деньги (макроресурс – золото).

Если бойца выкупают, то он полностью восстанавливает свои личные и доспешные хиты. Если в течение 2 часов бойца никто не выкупил, он умирает от ран и отправляется в мертвятник. Выкуп осуществляется только с согласия выкупаемого.

Выкуп может быть осуществлен кем угодно (в т. ч. вражеской стороной), однако командир, к которому разбитый был приписан на момент начала сражения, делает это на льготных условиях. Базовая цена выкупа – 2 золотых за бойца. Льготная цена – 1 золотой.

Выкуп может быть осуществлен через мастеров, т. е. выкупающему необязательно лично присутствовать на "поле боя". Цена выкупа через мастеров – 3 золотых за бойца. Выкупленные таким образом персонажи в сопровождении мастера идут до ближайшей дружественной локации вне игры, и только дойдя до такой локации по команде мастера вступают в игру.

Выкуп осуществляется только с согласия выкупаемого.

Победившая в сражении сторона имеет право взять в плен до 10% от разбитых и рассеянных. Пленные имеют 1 хит.

Окончание сражения фиксирует мастер. Варианты исхода сражения:

  1. Проигравшая сторона полностью "разбита и рассеяна".
  2. Проигравшая сторона разбежалась с поля по человеку и, таким образом, не является более оформленной армией (отряды считаются распущенными).
  3. Проигравшая сторона отступает со знаменами в организованном порядке, сохраняя статус армии (организованно выходит за границы "поля битвы" при отсутствии непосредственного преследования с другой стороны).
  4. Стороны договорились.

Ранения и смерть в стычках

Персонаж, имеющий 2 личных хита, и потерявший 1 личный хит, считается легкораненым. Он может продолжать бой, перемещаться, разговаривать, но бегать уже не может. Если его не перевязать, то он потеряет оставшийся личный хит за 15 минут и перейдет в состояние тяжелораненого.

Легкораненому может оказать помощь кто угодно, кроме самого раненого – для этого достаточно снять доспехи и перевязать "рану" чистой тряпицей, после перевязки потеря хитов прекращается. Оказать помощь самому себе нельзя, это должен сделать другой человек, пусть тоже легкораненый.

Естественное восстановление потерянных хитов после перевязки происходит со скоростью 1 хит в 2 часа. Обращение к лекарю значительно ускоряет исцеление. Кроме того, если не обратиться к лекарю, то даже после перевязки раны могут загноиться, что чревато летальным исходом (определяется мастером). Риск загноения повышается, если персонаж не находится в покое, а активно действует.

Число хитов персонажа не может быть меньше 0 – дальнейшие повреждения не приводят к потере хитов. Персонаж, оказавшийся в 0 хитов, считается тяжелораненым. Тяжелораненый выходит из боя и ложится на землю рядом с местом боя (может красиво упасть), ожидая своей участи. Переносится по жизни, разговаривать может только при очень большом желании и очень тихим шепотом. Если в течение 10 минут ему не оказана помощь (осторожное снятие доспехов и перевязка), то он теряет сознание от потери крови и может только молча лежать. Перевязанному в течении 1 часа после ранения необходима квалифицированная медицинская помощь лекарем, иначе он теряет сознание.

Тяжелораненый персонаж, которого не добили, может находиться без сознания сколь угодно долго, но может умереть в любой момент по желанию игрока, если его в течение долгого времени никто не нашел и не позаботился о нем.

Персонаж парализованный, находящийся в бессознательном состоянии, оглушенный, спящий, связанный (одним словом, беспомощный) одним ударом любого оружия выводится в 0 хитов и становится тяжелораненым.

Если по тяжелораненому персонажу или персонажу, находящемуся в беспомощном (см. выше) состоянии наносится удар со словами "Добиваю!", то персонаж умирает. В сражении добивать нельзя.

Оружие

Основными критериями допуска оружия в игру будут его безопасность для играющих, соответствие требованиям правил, историческим рамкам игры (Западная Европа, XIII–XV вв.) и эстетичность.

Допустимые материалы для изготовления оружия: текстолит, дерево, латекс и пористая резина на каркасе. Все части оружия, имитирующие металл, должны быть окрашены соответственно. Рекомендуется окраска в серебристый, темно-серый или черный цвета, возможна также окраска под бронзу. Деревянные клинки должны быть изготовлены из прочного дерева и тщательно ошкурены.

Рубящие кромки должны быть аккуратно обработанными, хорошо скругленными, гладкими, не иметь зарубок и торчащих заусенцев.

Древки стрел и древкового оружия должны быть деревянными, тщательно ошкуренными и не оставлять заноз. Для древкового оружия допускается армирование древка кожей или веревкой, но не металлом. Древки стрел, кроме того, могут быть выполнены из пластика.

Элементы оружия не должны крошиться или быть хрупкими, не должны иметь торчащих острых и/или твердых частей (винты, проволока и т. д.), не должны иметь частей, стремящихся отвалиться при ударе.

Допуск оружия в игру осуществляется только мастерами. Допуск привезенного на полигон оружия, даже соответствующего букве правил, не гарантируется. Мастера имеют право не допустить в игру любое оружие без объяснения причины. Во избежание конфликтов и споров на полигоне рекомендуется все спорное оружие показать мастерам (или хотя бы обсудить) до игры. Если вы этого не сделали, и ваше оружие мастера не допустили – не обессудьте.

В случае подозрений в недостаточной безопасности любое оружие может быть испытано на владельце без доспехов.

Оружие и стрелы, не прошедшие мастерский контроль и не допущенные в игру, пакуются в отдельный мешок и сдаются на хранение командному мастеру (или капитану команды).

Допускается оружие перечисленных ниже видов. Оружие других видов и оружие, не соответствующее указанным требованиям, может быть допущено по отдельному предварительному согласованию с мастерами.

Мечи. Допустимые материалы для изготовления клинкового оружия – текстолит, стеклотекстолит, дерево, латекс на каркасе. Дюралевые и другие металлические мечи запрещены. Общая длина меча – не более чем длина руки плюс ширина плеч владельца. Клинок должен быть адекватно сбалансирован – мечи с балансом "а ля фальшион", как и сами фальшионы, не будут допущены. Ширина лезвия должна быть не менее 2.5 см, радиус скругления рубящих кромок – не менее 3 мм. (т. е. толщина не менее 6 мм.), острие должно быть округлым, желательно не уже 20 мм. Должна наличествовать четко выраженная гарда.

Кинжалы, ножи. Длина кинжала не свыше локтя владельца, но не меньше, чем полторы длины ладони, обязательна гарда. Длина ножа – лезвие не более ладони владельца, суммарная длина не более двух ладоней. Допускается изготовление клинка из текстолита, дерева, дюраля, плотной резины. Толщина кромки лезвия не менее 6 мм, радиус скругления кончика оружия не менее 10 мм. Острие должно быть тщательно скруглено и ошкурено для обеспечения безопасности колющего удара.

Копья. Максимальная длина – 3 метра. Используются только для колющих ударов. Должны иметь один рабочий конец, для которого обязателен смягчающий наконечник, сквозь который при ударе не должно чувствоваться древко. Диаметр древка – от 2.5 до 4 см, диаметр ударной части смягчения при контакте – не менее 7 см. Рекомендуемые материалы для смягчения – войлок, мягкий ковролин. Листовые колющие наконечники допускаются только в исключительных случаях при полной уверенности в их безопасности. Наконечник должен позволять колющий удар в полную силу в человека без доспеха без риска травмы. Любые наконечники, вызывающие сомнения, не будут допущены.

Топоры, булавы. Материал рабочей части – мягкая резина или "стадионка" с окном, различные пенополимеры. Топоры только рубящие, без каких-либо колющих элементов. Для одноручного оружия длина – рука владельца, масса – до 900 г, для двуручного длина – до 2 м, масса до 1.5 кг.

Алебарды и прочие модели древкового колюще-рубящего оружия будут допускаться особенно строго. Материал рабочей части – резина, а также различные пенополимеры. Рекомендуется "окно" для облегчения конструкции ударной части алебарды. Запрещены любые шипы и крюки на стороне, обратной лезвию. Все края резинового лезвия должны быть скругенными. Максимальная длина древка – 2 метра.

Кистени. Рукоятка – 40–50 см, прочная толстая веревка (без узлов) или кожаный ремень длиной до 50 см. Рабочая часть должна быть мягкой, не содержать утяжелителей типа дроби или песка. Масса рабочей части – до 0.2 кг.

Дубины. Материал рабочей части – поролон или мягкая резина, должен эффективно амортизировать удар, общая длина – рука владельца, масса – до 0.7 кг.

Косы, вилы, грабли и прочий хозинвентарь, используемый в качестве оружия, изготавливаются из дерева, резины и подобных материалов с тщательной гуманизацией боевой части.

Луки и арбалеты. Натяжение до 16 кг, тетива не металлическая. Пластиковые элементы необходимо маскировать оклейкой кожей или покраской в коричневый, серый или черный цвет. Не допускается использование никаких атрибутов современных спортивных и охотничьих луков: противовесов, прицелов, блоков и т. д.

Стрелы и болты. Должны быть аккуратно изготовлены, иметь качественные смягчающие наконечники и оперение. Наконечник должен быть мягким, но при сильном нажатии через него не должно прощупываться древко. Наконечник должен надежно крепиться к древку, не должен пробиваться древком при многократном попадании стрелы в твердую мишень, не должен при ударе смещаться в сторону от оси стрелы. Диаметр древка 8–10 мм, диаметр наконечника не менее 30 мм для луков и 25 мм для арбалетов. Оперение должно наличествовать обязательно и быть мягким, чтобы исключить порезы. Использование утяжелителей запрещается, за исключением опорных элементов в наконечниках.

Все стрелы должны иметь личную маркировку изготовителя. Стрельба чужими стрелами разрешена. Стрельба стрелами со слетевшим, пробитым, некачественным смягчением категорически запрещена и карается (вне зависимости от того, чья это стрела).

Стационарное огнестрельное оружие, или пушка – на игре возможна лишь в армиях королей. Пушка может вести огонь только в развернутом состоянии, она отыгрывается как ствол пушки (длиной не менее 2 м), помещенный на насыпь земли, укрепленную бревнами и защищенную фашинами и мантелетом.

Тимбары – смягченное оружие максимальной длиной 110 см. Толщина смягчения не менее 1 см. Кончик также должен быть смягчен для предотвращения трам от случайных (намеренно колоть тимбарами нельзя) колющих ударов.

Оружием на данной игре НЕ считаются: всевозможные шпаги, рапиры и прочие узкие/тонкие клинки, а также характерные восточные типы оружия. К игре не будут допущены иззубренные, выщербленные клинки, оружие, имеющее расщепы, сколы, заусенцы и другие дефекты, могущие привести к травме. Также не будут допущены всевозможные "лыжи" и "клюшки", "клинки", обмотанные изолентой, и прочие проявления откровенного неуважения к игрокам и мастерам игры.

Доспехи

К игре допускаются доспехи, щиты и шлемы, качественно изготовленные, реально защищающие и имеющие исторические аналоги в период XIII–XV вв. в Западной Европе. Запрещены ярко выраженные элементы доспехов, принадлежащих другим культурам и регионам, в частности восточные доспехи.

Стеганка доспехом не считается, но может носиться как элемент костюма и пожизневой защиты. Использование кольчуги как отдельного доспеха вполне возможно, если кольчужный доспех сопряжен со стеганым комплектом защиты.

Рекомендуется использование защиты конечностей. Настоятельно рекомендуется использование защиты кисти (жестких перчаток/рукавиц).

Шлем должен обеспечивать адекватную защиту головы, должен надеваться на подшлемник или быть снабжен другой амортизирующей системой. Подшлемники и кольчужные оголовья шлемами не считаются. Шлем дает 1 дополнительный доспешный хит и защищает от оглушения. Допускаются шлемы, соответствующие историческим аналогам XIII–XV веков в Западной Европе.

Щиты не должны иметь острых выступающих элементов, кромки щитов не должны иметь сколов, расщепов и других дефектов, чреватых травмами. Внешне щиты должны соответствовать историческим прототипам. Кромки щитов желательно оклеивать кожей или другими материалами для защиты от расщепления.

Баклер должен вписываться в окружность диаметром 40 см, может быть меньше. Рыцарский щит должен вписываться в прямоугольник 90x120 см, может быть меньше.

Игрок без шлема не имеет права пользоваться щитом крупнее баклера. Игрок без шлема, но со щитом не имеет право участвовать в бою, должен немедленно бросить щит или выйти из боя – в противном случае он имеет ровно 1 хит, который снимается с него любым ударом (в том числе в щит!).

Если вы планируете участвовать в боевке, но по правилам, либо по личным соображениям не можете, либо не хотите носить доспех по игре, то мы рекомендуем использовать спортивную защиту, надеваемую под игровой костюм. К такой защите предъявляются только два требования – безопасность для носителя и окружающих и малая заметность под одеждой. Никаких игровых преимуществ подобная защита не дает.

Укрепления и штурмы

Укрепления

Укрепления замков и городов (крепостные стены) моделируются путем постройки участка штурмовой стены, ворот и башен (опционально). Укрепления "по жизни" не ломаются, ворота выносятся по хитам

Минимальная ширина и высота ворот составляет 2 метра. По каждую сторону ворот должны располагаться штурмуемые участки стены шириной не менее 4 метров. Штурмовая стена должна быть прочной (выдерживать вес 4 человек на 1 метр длины) и иметь высоту не более 1.5 метров по нижнему краю бойниц (или по верхней кромке стены, если бойницы отсутствуют), и не более 2 метров по верхней кромке бойниц (при их наличии). Бойницы, в случае их наличия, должны иметь ширину не менее 80 сантиметров, а расстояние между ними (ширина зубца) должно быть не более ширины бойницы. Штурмовую стену можно не зашивать досками, а обтянуть тканью – при наличии грамотного силового каркаса, на который можно опираться при перелезании, класть трапы и т. п.

По краям штурмовых участков стены возможно строительство нештурмуемых башен для стрелков шириной до 4 метров и без ограничения высоты. Возможно строительство нештурмуемой башни над воротами при условии, что ее возведение не приводит к появлению "штурмового коридора". В полу надвратной башни не должно быть люков и бойниц.

Также укрепление должно иметь нештурмовые стены, непрозрачные для взгляда, общей длиной не менее 8 метров. На игре категорически запрещены штурмовые коридоры любой конструкции, рвы любых габаритов, "ежи", баррикады и прочие средства для затруднения продвижения штурмующих, любой конструкции, а также вторые линии укреплений на расстоянии менее 20 метров от основных стен.

Порядок штурма

Штурм капитальных укреплений – всегда сражение, может вестись только отрядом. Штурмы требуют обязательного присутствия мастера на месте событий. В его отсутствие разрешается максимум осада и перестрелка. Штурмы разрешены в период с 10:00 утра до 0:00 ночи. Перед штурмом происходит объявление сражения и дается время на подготовку сторон (5–10 минут). Пожалуйста, потратьте его, прежде всего, на подготовку и проверку своего снаряжения – подтяните ремешки и т. д., а главное – наденьте шлем.

При штурме крепости защищающаяся сторона может сформировать отряд особого типа: ополчение. Ополчение не имеет права выходить за стены укреплений. Формирование ополчения не стоит ресурса, члены ополчения должны иметь нарукавные повязки (белого цвета). Ополчение существует как отряд только пока крепость атакуют (при этом ленточки можно повязать и заранее, но если крепость не атакуют, то никаких преимуществ ленточки ополчения не дают).

Стены и ворота крепостей разрушать "по жизни" нельзя. Ворота разрушаются снятием хитов – удар тарана снимает с ворот 1 хит, попадание снаряда осадного орудия – 5 хитов, ядро из пушки – 15 хитов. Ворота могут иметь от 10 до 50 хитов в зависимости от общей эстетичности и прочности постройки. Стена штурмуется непосредственно, или с помощью трапов и лестниц. Лестницы и трапы нельзя отталкивать от стены, втягивать внутрь крепости, сталкивать с них нападающих. Тяжелораненый на лестнице или трапе человек спускается с него.

Осажденные могут ронять (не метать!) на нападающих со стен "бревна". Бревно роняется минимум двумя людьми. Бревно моделируется свернутой в рулон (в длину!) пенкой. Бревно должно быть нейтрального цвета, если используется яркая пенка, ее следует завернуть в ткань нейтрального цвета. Попадание бревна (даже с рикошета, даже в щит) снимает 2 хита и оглушает на 10 минут, вне зависимости от количества хитов, наличия доспеха, щита и шлема. Метание камней со стен не моделируется.

Поджог крепостных стен, а также подкопы не моделируются.

Атаковать со стены вниз и обратно врукопашную можно. Снаружи атаковать врукопашную с земли нештурмуемые башни (и обратно) – нельзя. После взятия крепостной стены можно атаковать башни изнутри.

Осадные орудия и вспомогательное оборудование

На игру допускаются любого вида осадные метательные орудия, которые могут удовлетворить требованиям по безопасности, эстетике и разумности. В качестве метательных снарядов могут выступать модели камней – мешки с травой и/или тряпками диаметром не менее 15 сантиметров, или мячики для большого тенниса, покрашенные в неброские цвета.

Попадание снаряда осадного орудия снимает 2 хита и оглушает на 10 минут. Стационарное огнестрельное оружие, или пушка – на игре возможна лишь в армиях королей. Пушка может вести огонь только в развернутом состоянии, она отыгрывается как ствол пушки (длиной не менее 2 м), помещенный на насыпь земли, укрепленную бревнами и защищенную фашинами и мантелетом. Попадание ядра из пушки (даже в ручной щит или баклер) убивает на месте.

Попадание ядра или снаряда осадного орудия в другое осадное орудие выводит пораженное орудия из строя на 15 минут.

Снаряды осадных орудия и ядра не могут метаться руками, сбрасываться со стен и использоваться как рукопашное оружие.

Таран – массивное бревно диаметром не менее 15 см и длиной не менее 3 метров.

Осадный щит (мантелет) – жесткая конструкция от 1х1.5 метра до 1.5х2 метра, переносится двумя людьми, может иметь средства для самостоятельного стояния. Служит для защиты от стрел и болтов. Закрывать мантелетами бойницы нельзя. При попадании бревна, снаряда осадного орудия или ядра осадный щит "падает" и на 10 минут оглушает тех, кто за ним находится.

Также допускаются осадные башни, крытые тараны и т. д. – такие сооружения допускаются мастерами по боевке индивидуально. Им приписывается определенное число хитов (от 10 до 50), которые могут сниматься снарядами осадных орудий (-5 хитов) или ядрами (-15 хитов). После снятия всех хитов сооружение выводится из строя, все, кто в нем находился, теряют 2 хита и оглушаются на 10 минут. Через 1 час после этого владелец сооружения имеет права "вне игры" вывести его с поля боя и использовать заново.

Подземные ходы

Не моделируются.

Игровые здания

Игровым зданием считается обозначенная на местности игровая территория, сертифицированная мастером как игровое здание. Как правило, здания располагаются в черте поселений. Укрепления самих поселений, то есть крепости, рассматриваются отдельно в соответствующем разделе правил. Здания внутри укреплений можно строить не ближе 20 метров от штурмовых стен.

Здание должно иметь непрозрачные стены высотой не менее полутора метров от земли по крайней мере со стороны улицы, остальной периметр желательно также обтягивать тканью, но можно ограничиться конвертами. Через стены зданий нельзя проходить, перешагивать, подлезать под моделирующую их ткань или веревки, атаковать каким-либо оружием сквозь или через стену вне зависимости от высоты построенной моделирующей стены.

В фасаде здания обязательно должна присутствовать как минимум одна ярко выраженная дверь шириной не менее 1 метра. Входить и выходить из здания можно только через дверь. Дверь, которая физически закрыта – считается запертой, войти в нее может только персонаж, живущий в этом доме или тот, кому явно объяснили, как входить в этот дом. Выйти может кто угодно, если на двери нет ярко выраженного засова снаружи.

Взлом

Запертую дверь игрового здания можно выломать с помощью оружия. У одного человека это занимает 10 минут, если во взломе участвует больше людей, то время уменьшается пропорционально их количеству. Если участников 10 или больше, выламывание двери занимает 1 минуту. Тараны при штурме зданий (не крепостей) не применяются.

При взломе отыгрывается процесс выламывания двери. Дело это шумное, что также необходимо отыгрывать (кричать, стучать и так далее), причем шуметь должны все участники взлома, а не только некоторые.

После успешного взлома в здание может свободно входить и выходить кто угодно – дверь должна оставляться открытой и не закрываться. Восстановление повреждений требует затрат средств и времени.

Любой взлом желательно производить в присутствии мастера. Взломы запрещены в период с 0:00 часов ночи до 10:00 часов утра.

Прочее

Оглушение

Оглушение возможно только при отсутствии шлема, в небоевой обстановке, производится ударом рукояти меча или кинжала, обухом топора или другим подручным предметом длиной более 30 сантиметров (имитирующим нечто твердое или тяжелое) по плечу со стороны спины с одновременным произнесением слова "Оглушен!". Ножом, щитом, стрелой или луком оглушить нельзя.

Оглушенный падает, садится или прислоняется к чему-либо и медленно считает про себя до 300, после чего "приходит в себя" и может дальше действовать по обстановке. Оглушенный считается беспомощным и может быть добит.

Попадание бревна со стены, снаряда осадного орудия, падение осадного щита, разрушение осадной башни или крытого тарана оглушает на 10 минут независимо от наличия доспехов, щита и шлема.

Пленение

Пленение происходит одним из следующих способов:

  • добровольная сдача под угрозой оружием или без оной;
  • автоматическое пленение тяжелораненого или оглушенного в стычке;
  • пленение 10% "разбитых и рассеянных" в результате сражения.

Связывание пленного моделируется набрасыванием свободной (не стягивающей плотно) петли на запястья рук и при необходимости на щиколотки ног – но в последнем случае персонаж не может самостоятельно передвигаться и переносится по жизни.

Со связанными руками самостоятельно освободиться от пут нельзя, за одним исключением – если у персонажа осталось игровое режущее оружие, или он добрался до оставленного без присмотра чужого оружия, то он может освободиться от пут следующим образом: необходимо достать искомый предмет и продержать его в руках (или руки в непосредственном контакте с его лезвием) 5 минут. Если руки уже свободны, но дополнительно связаны ноги, то можно просто снять петлю с ног.

Освобождение связанного персонажа другим персонажем осуществляется с помощью игрового режущего оружия – необходимо сымитировать разрезание веревок.

Возможно применение железных цепей и кандалов (со смягчением с внутренней стороны), освободиться от них самостоятельно невозможно.

Кляп моделируется полосой ткани на лице. Соответственно, звуки персонаж с кляпом может производить только с закрытым ртом. Если пленившего и это не устраивает, он может сказать пленному "Заткнись!" (что моделирует "удар под дых") и тот должен честно помалкивать ближайшую минуту.

Кулуарное убийство

Не моделируется.

Яды

Яды на игре есть, но они настолько редки, что их воздействие отслеживается по соответствующим особым правилам.

Обыск

Если персонаж беспомощен или позволяет себя обыскать, он должен отдать все имеющиеся у него игровые предметы.

Пытки

Пытки моделируются отжиманиями, но это лишь модель – и пытающим и пытуемым настойчиво рекомендуется отыгрывать процесс.

По договоренности палача и пытуемого допускается применение других вариантов моделирования пыток, в том числе вариант, когда пытки только отыгрываются, а исход пытки полностью определяется пытуемым.

Пытки желательно производить в присутствии мастера.

Пытуемому следует отжиматься в среднем темпе, но без передышек, пытающему следует следить за этим. Если пытуемый не раскололся, пытку можно повторить, но не ранее чем через 30 минут.

Если пытающий не является профессионалом своего дела, то пытуемый игрок должен отжаться 20 раз. Если он оказывается не в состоянии этого сделать (или делает вид, что не в состоянии) – то персонаж, по выбору пытуемого игрока, либо умирает, не выдержав пыток, либо "раскалывается", то есть, "соглашается сотрудничать" (обязан правдиво отвечать на вопросы) по одной теме. Если же пытуемый успешно отжимается указанное число раз, то считается, что он выдержал пытки и не раскололся.

Если пытку проводит профессиональный заплечных дел мастер, то необходимое количество отжиманий возрастает до 30 и более (зависит от квалификации палача), если пытуемый не справляется (или делает вид, что не справляется) – он раскалывается, а если справляется – то, по выбору пытуемого игрока, либо раскалывается, либо умирает. Если палач не хочет, чтобы пытуемый умер под пытками, ему следует остановить пытку раньше, чем пытуемый отожмется необходимое число раз, сделать перерыв на 30 минут и начать сначала.

Исключительные случаи

Если по каким-то неигровым причинам (почувствовал себя плохо, опасается за свою жизнь и здоровье, оскорблен поведением других игроков и т. п.) человек не желает более участвовать в игре, он надевает белый хайратник (если нет такой возможности – складывает руки на груди в форме креста) и отправляется в медпункт/мертвятник/к мастерам, а его персонаж считается скоропостижно скончавшимся. Остановить такого человека или принудить его к каким-либо игровым действиям нельзя!

О том, как и почему король Англии принял титул и герб короля Франции и стал именовать себя королем Франции и Англии

...Благородный король Эдуард прибыл со своими англичанами во Фландрию и нашел очень радушный прием у Якоба ван Артевельде и всех фламандцев. Тогда же король пообещал им, что в том случае, если они согласятся оказать ему поддержку и помощь в его войне, он поможет им отвоевать Лилль, Дуэ и другие добрые города, которые король Франции у них отнял и удерживал силой к большому ущербу для справедливости. По этому поводу фламандцы устроили очень обстоятельное совещание и обсуждение. Ведь прежде, под угрозой выплаты огромной денежной суммы в папскую казну, они обязались не воевать с королем Франции и никоим образом не вредить ему. В конце концов они решили, что если король Англии соизволит назвать себя в своих грамотах королем Франции, то они станут почитать его за короля Франции и повиноваться ему как верховному сеньору, от которого графство Фландрское должно держаться в качестве вассального владения, и помогут ему всеми силами завоевать королевство Французское. Благодаря этой уловке они думали уклониться от выплаты денежного штрафа, поскольку король Эдуард, как государь Франции, сам их от этого освободил бы.

Когда благородный король Эдуард услышал это предложение, то почувствовал большую нужду в добром совете и наставлении. Ему казалось слишком большим и тяжелым делом – взять герб и титул правителя той страны, в которой он еще ничего не завоевал, и он не знал, сумеет ли это сделать. Но, с другой стороны, ему очень не хотелось отвергать предложение фламандцев, поскольку они могли помочь ему сильнее, чем все остальные люди на свете.

Наконец, обдумав, просчитав и взвесив все "за" и "против", король велел изобразить на четырехпольном щите герб Франции рядом с гербом Англии и стал отныне и впредь именовать себя королем Франции и Англии. Выполнив эти просьбы фламандцев, он, как король Франции, освободил их от всех обязательств, которые они имели перед прежним королем. Благодаря этому, фламандцы помогали королю Эдуарду все то время, пока Якоб ван Артевельде находился у власти.

О том, как город Себилак был захвачен англичанами из-за игры в кости

...В ту пору в Себилаке был один комендант по имени Бего де Виллар. Он был благородным оруженосцем, из знатного рода, способным и храбрым, и весьма хорошим товарищем, но слишком любил играть в кости и обычно сильно гневался, когда проигрывал. Его товарищи-наемники и жители города играли с ним и частенько оставляли его без денег. И вот как-то вечером ему случилось играть с одним молодым горожанином, коего звали Симон Жюстэн. У этого горожанина был младший брат по имени Клеман. Они вдвоем обладали в городе самыми большими богатствами и имели больше всего друзей. И вот, за игрой в кости, между Симоном и Бего возник спор, да такой, что они разругались и оба вскочили на ноги. Затем они обнажили мечи и схватились друг с другом. Бего ударил Симона столь сильно, что насквозь пронзил ему голову и поверг его наземь мертвым. Тогда в городе поднялся крик. Сбежались наемники. Народ валил со всех сторон. Клеман Жюстэн явился туда в сопровождении некоторых друзей и захотел отомстить за своего брата. Но тогда у него это не вышло, ибо все наемники стояли за Бего, и недовольным пришлось очистить место, а иначе они понесли бы еще больший урон. После этого Бего стал всегда ходить лишь в сопровождении шестидесяти или восьмидесяти соратников, из-за чего Клеман и его родичи испытывали великую досаду. Наконец они рассудили и решили промеж себя, что сумеют отомстить сполна только с помощью англичан. Затем они тайно сообщили монсеньору Роберу д'Артуа и англичанам, что впустят их в город, если они пообещают предать мечу всех иноземцев. Англичане радостно согласились на эту сделку. Однажды ночью друзья убитого позволили двумстам английским лучникам взобраться на стены по штурмовым лестницам. Войдя в город, лучники завладели воротами и открыли их с помощью Клемана Жюстэна и его сторонников. Затем в город ворвались главные английские силы, и были все наемники перебиты – и Бего де Виллар, и прочие.

Такое вот несчастье постигло французов, и все из-за игры в кости. Это далеко не первая и не последняя беда, которая из-за нее случилась и еще случится. Будь они прокляты, эти кости, ибо они – враг всему доброму!

О том, как шотландцы повстречались в море с наемниками французского короля, коих они приняли за англичан

Пока шотландцы плыли по морю, очень сильный и порывистый встречный ветер подхватил их и понес, хотели они того или нет, прямо к устью Темзы, в английский порт Маргит. А как раз в ту пору нормандцы и генуэзцы рыскали по морю в поисках каких-нибудь англичан. Заметив шотландские нефы, они очень обрадовались, ибо решили, что это англичане. Они подняли свои флаги и вымпелы и устремились в погоню.

Когда шотландцы их увидели, то пришли в полное смятение, ибо подумали, что это англичане. Сначала они даже не знали, что и сказать, и не нашлось средь них такого храбреца, который не пожелал бы оказаться в Иерусалиме. И стали они советоваться: что делать? Ведь у них было всего четыре корабля, а у противника они насчитали целых семьдесят пять. И решили они, что нет у них другого выхода, кроме как дорого себя продать. Затем они быстро вооружились и сказали, что никто из них не сдастся в плен, но будут они сражаться до тех пор, пока смогут. Такое же обещание дал и сам король. Поскольку бежать все равно было бесполезно, они встали на якорь и, как смелые люди, выставили на вид знамена Шотландии и свои флажки.

И вот подплывают нормандцы и спрашивают, что они, мол, за люди. Мессир Уильям Дуглас ответил: "Мы шотландцы и служим королю Шотландии! А вы кто такие, что спрашиваете?" Тогда выступил вперед мессир Юг де Киере и сказал: "Из каких именно шотландцев вы будете? Назовите себя, а иначе вы все покойники, ибо нам сдается, что вы все-таки англичане!" Когда сеньоры Шотландии услышали эти слова, то несколько обнадежились, ибо хорошо поняли по языку и по флагам незнакомцев, что те вовсе не англичане. Поэтому сказали они: "Мы такие-то и такие-то, и с нами сам король. Мы плывем во Францию повидать французского короля. Поэтому вы заставили нас очень сильно поволноваться, ибо мы полагали, что вы – англичане, наши враги".

Когда мессир Юг де Киере и его товарищи убедились и поняли, что незнакомцы говорят правду, то очень обрадовались и велели им сниматься с якоря: дескать, как наемники французского короля, они являются друзьями шотландцев, и потому проводят их до самого Кале или до Булони. Снявшись с якоря, шотландцы поплыли под парусами вместе с нормандцами и вошли тем же вечером в гавань Кале.

Договор о браке Эдуарда, сына короля Эдуарда II, с Филиппой д'Эно

Мы, Эдуард, герцог Гиеньский, старший сын превосходнейшего государя, монсеньора Эдуарда, Божьей Милостью короля Англии, даем знать всем следующее.

Произнеся клятву на Святом Евангелии, мы торжественно пообещали, что не позднее, чем через два года со дня составления этой грамоты, мы возьмем в жены и супруги госпожу Филиппу, дочь монсеньора Гильома, графа Эно, Голландии и Зеландии и сеньора Фризии. Кроме того, еще до вступления с нею в брак мы ей пожалуем и назначим обширный вдовий удел и щедрый брачный дар, какими обычно принято наделять английских королев. Мы обещаем, что в пределах названного срока мы сами или через кого-нибудь постараемся получить церковное разрешение на названный брак, несмотря на родственную связь, существующую между нами и названной госпожой Филиппой, и сделаем все, чтобы устранить любые другие препятствия, мешающие нам по всем правилам заключить брак в пределах указанного срока. Мы никогда не возьмем в жены и супруги никого, кроме госпожи вышеназванной, если только наша помолвка не будет расстроена в связи с ее смертью. Если же случится, что нам представится возможность получить церковное разрешение и вступить в брак раньше указанного срока, то мы обещаем и обязуемся нисколько с этим не медлить и вступить в брак столь быстро, сколь только сможем. В подтверждение этих обязательств мы скрепили эти грамоты нашей личной печатью.

Это было сделано и записано в Монсе, что в Эно, в среду после дня Святого Апостола Варфоломея, в год Милости 1326.

О положении в осажденном Турне

...Защитники Турне соорудили много сторожевых башенок и барбакан и разместили их на стенах между двумя башнями, стоявшими надо рвом. Поэтому король Англии и знатные сеньоры сказали, что защитники Турне вовсе не собираются сдаваться, коль скоро они сооружают новые сторожевые башенки.

Затем граф Эно велел собрать в Каэнском монастыре всех кошек, каких только удастся найти. Дело в том, что один осадных дел мастер убедил его, что с помощью этих кошек можно сжечь весь Турне; надо только обработать их серой и паклей, а затем поджечь и забросить в город с помощью камнеметных машин. Мастер запросил у графа для этого дела сотню золотых, но стоило ему их получить – его больше уже не видели. И были кошки возвращены своим владельцам.

Далее. Однажды поздним вечером всем горожанам Турне, не считая лишь тех, кому было поручено объезжать город с дозором, пришлось спешно вооружиться и сидеть по домам в боевой готовности. Они это сделали, поскольку опасались пришлых латников из-за одного подозрительного происшествия, которое их очень встревожило. Поздним вечером мессир Годмар объезжал все ворота с большим отрядом рыцарей. При этом он говорил горожанам-дозорным: "Ступайте спать, вы напрасно утомляете себя несением стражи!" Однако во многих местах ему отвечали: "Ступайте спать сами, а мы не пойдем!" Наконец, он уехал, и его потом не видели всю ночь. Когда уже совсем стемнело, один рыцарь взял ярко пылающий факел и, высунувшись из бойницы, несколько раз и долго помахал им в сторону монастыря братьев-миноритов. Стражники, охранявшие стены, его схватили и едва не расправились с ним на месте. Однако в конце концов он был отведен в темницу с обещанием отрубить ему голову. Тогда коннетабль, маршал и граф Фуа срочно вмешались в это дело и поклялись своим рыцарским званием, что рыцарь не замышлял ничего худого, а факелом махал лишь для того, чтобы себе посветить. Уступая их просьбам, рыцаря выпустили из темницы.

О том, как монсеньор Филипп де Валуа был коронован в Реймсе, и о том, как он пообещал графу Фландрскому усмирить фламандцев

Итак, 12 пэров и высокородные бароны Франции решили и постановили короновать Филиппа де Валуа, сына того графа Валуа, который доводился братом королю Филиппу Красивому, отцу недавно почившего короля Карла, от коего Филипп де Валуа унаследовал королевство.

Уже в скором времени после проведения этих выборов новый король прибыл в Реймс, чтобы его там миропомазали и короновали. Тогда все знатные сеньоры Франции и многие сеньоры Империи собрались в путь и прибыли в Реймс, дабы воздать почести новому королю. В день коронации его всюду сопровождали король Карл Богемский и король Филипп Наваррский. Там также присутствовали герцог Брабантский, граф Эно, герцог Бретонский, герцог Бургундский, граф Блуаский – племянник короля Филиппа, граф Фландрский, мессир Робер д'Артуа, который много труда потратил, чтобы эта коронация состоялась, граф Осеррский, герцог Бурбонский, сир де Куси, граф д'Аркур и столько прочих сеньоров, что их перечисление отняло бы слишком много времени.

Итак, в Троицын день, согласно принятому постановлению, король Филипп был коронован и миропомазан в великом соборе Реймсской Богоматери, в присутствии всех вышеназванных господ и многих прочих. Там находились великие и знатные сеньоры, которые должны были служить королю при совершении обряда коронации: один должен был препоясать его мечом, другой – надеть ему шпоры, и так далее. Каждый из них был готов исполнить свой долг, за исключением графа Фландрского, который укрылся в задних рядах. Тогда к нему дважды воззвали, говоря громким голосом: "Граф Фландрский, если вы здесь присутствуете, или кто-нибудь от вашего имени, то подойдите исполнить ваш долг!" Граф, хорошо слышавший эти слова, даже не пошевелился. Тогда к нему воззвали снова, уже в третий раз, и повелели, именем короля, чтобы он вышел вперед, а иначе он может стать нарушителем вассального долга. Услышав это предостережение, граф, наконец, выступил вперед и, поклонившись королю, молвил так: "Монсеньор, если бы меня назвали Людовиком Неверским, а не графом Фландрским, то я бы сразу предстал перед вами". – "Как!? – спросил король. – Разве вы не граф Фландрский?" – "Сир, – ответил тот, – я ношу графский титул, но без всякой выгоды для себя".

Тогда король пожелал узнать, как это может быть. "Монсеньор, – сказал граф, – жители Брюгге, Ипра, Берга и Кассельского кастелянства изгнали меня и не признают во мне графа и господина. Даже в Ренте я осмеливаюсь показываться довольно редко – столь сильно Фландрская земля охвачена мятежом!" Тогда молвил и рек король Филипп: "Луи, мой кузен, мы считаем вас графом Фландрским и клянемся священным таинством миропомазания, свершенным над нами сегодня, что не войдем в Париж, пока не замирим графство Фландрское и не вернем его под вашу власть". Граф Фландрский преклонил колени и сказал: "Монсеньор, большое спасибо!" Затем исполнил граф свой долг, и был он рад-радешенек от королевского обещания. Да и как же иначе!

О том, как сражение между англичанами и французами было назначено на пятницу

Когда король Эдуард достоверно узнал, что французский король Филипп находится всего в двух малых лье от него и горит желанием сражаться, то собрал на совет многих сеньоров и спросил у них совета: как ему поступить к выгоде для своей чести, ибо он намерен дать бой врагам, поскольку те стоят столь близко от него. Тут сеньоры переглянулись между собой и попросили герцога Брабантского, чтобы он соизволил высказать свое мнение. Герцог сказал, что пусть к французам пошлют герольда, который условится с ними о дне битвы во имя Божье и Святого Георгия. Тогда одному находившемуся там герольду, который достаточно хорошо знал французский, дали наставления в том, что он должен сказать. Отправившись в путь, герольд поехал через поле. Когда он прибыл во французский лагерь, его со всей обходительностью проводили к королю и его сеньорам. Преклонив перед королем колени, герольд сказал: "Сир, если вы желаете испытать судьбу в славной битве, то я принес вам добрые вести. В ближайшую пятницу, если будет угодно Богу и Святому Георгию, вы найдете в поле короля Англии и его сторонников полностью вооруженными и готовыми к бою". Тогда молвил в ответ король Франции: "Герольд, нам не пристало отвергать такой вызов, ибо он нам весьма приятен. В названный день мы выйдем на бой без всякого обмана". Затем герольд попросил дозволения удалиться, и король с сеньорами пожаловали ему на прощание дорогие подарки и превосходные ткани. Покинув их, герольд вернулся в английский стан и поведал все то, что вы уже слышали.

Так в среду была назначена битва на пятницу. Все воины в обеих армиях были об этом извещены. Поэтому каждый тщательно снарядился и подготовился, чтобы в день битвы быть в самом наилучшем виде.

Воины в каждом лагере поднялись тем утром очень рано. Вооружившись и приведя себя в порядок, они в большинстве своем благочестиво отслушали мессу, как и подобает тем, кто собирается вскоре подвергнуть себя смертельной опасности. Англичане первыми вышли на поле и построились тремя пешими ратями хорошо и умело. Своих людей и повозки они распорядительно отослали в лесок, который был у них в тылу. Король Англии посвятил там в рыцари многих воинов – среди прочих и мессира Джона Чендоса, который впоследствии стал очень знаменитым рыцарем. И было в королевской рати 32 стяга, столько же флажков, 6 тысяч латников и 6 тысяч лучников.

Когда англичане выстроили ряды, то стали спокойно ожидать врага. А король начал ездить от полка к полку и с веселой улыбкой просить сеньоров и воинов, чтобы они укрепились духом и приготовились исполнить свой долг, ибо он ручается перед ними всей душой, что его дело правое. Глядя на него, все испытывали воодушевление и обещали ему, что помогут защитить и отстоять его право.

Меж тем французы тоже построились в боевой порядок. Правда истинная, что в войске французского короля собралась такая уйма народа, знати и доброго рыцарства, что трудно даже представить! Там было 127 знамен, 4 короля, 5 герцогов, 36 графов, 2 тысячи рыцарей и 80 тысяч латников, а, кроме того, 60 тысяч ополченцев из народа. Я знаю это от тех, кто там был и слышал отчеты герольдов, составлявших реестровые списки всех знамен и воинов.

О том, как мадемуазель Филиппа д'Эно прибыла в Англию

Граф и графиня Эно заботливо подобрали свиту для своей дочери Филиппы, ее саму одели в столь красивые наряды, которые подобали будущей королеве Английской, и назначили рыцарей и оруженосцев, которые должны были отправиться вместе с нею в Англию. Тогда из Эно уехало много молодых оруженосцев, намеревавшихся остаться в Англии с королевой Филиппой.

Затем попрощалась невеста со своими сеньором-отцом и госпожой-матерью, а также с братом Гильомом и двумя сестрами, Жанной и Изабеллой, – с двумя потому, что старшая сестра, Маргарита, находилась тогда не в Эно, а в Германии, ибо она вышла замуж за Людвига Баварского, короля Германии и Римского императора. После всех этих прощаний юная королева Филиппа Английская, находившаяся в возрасте между тринадцатью и четырнадцатью годами, отбыла из Валансьенна в сопровождении своего дяди, мессира Жана д'Эно, а также сеньора де Фаньоля, сеньора де Линя, сеньора д'Авре, и еще более сорока прочих рыцарей.

Юная невеста и ее спутники ехали до тех пор, пока не прибыли в Виссан. После погрузки коней они взошли на присланные для них английские корабли и вскоре приплыли в Англию. Там, на берегу, их уже целых четыре дня дожидались сир Бошем и мессир Рейнольд Кобхем.

Названная королева Филиппа д'Эно ступила на английскую почву в столь добрый час, что все королевство должно было ликовать и делало это. Ибо даже со времен Геневры, которая была женой короля Артура и королевой Англии, называвшейся тогда Великой Бретанью, еще ни одна правившая там государыня не была столь добра, не удостоилась стольких почестей, и не дала столь прекрасное потомство. За время своего правления королева Филиппа родила от своего мужа, короля Эдуарда, семь сыновей и пять дочерей, и все то время, пока она жила, королевство Английское наслаждалось благоволеньем Божьим, процветаньем, почетом и имело во всем удачу. Ни разу в пору ее правления Англию не постигали голод или дороговизна.

О том, какие постановления принял общеанглийский парламент для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к войне с Францией

В день Святого Михаила под Лондоном, в Вестминстере открылись заседания великого совета. Они длились три недели, и на них присутствовали все самые видные и мудрые англичане – прелаты, графы, бароны, рыцари и советники из добрых городов. Два епископа, Линкольнский и Даремский, поведали собранию о том, как они поджидали французских советников, которые не соизволили явиться, и так далее, по порядку, о всех предпринятых ими шагах.

Когда прелаты завершили свое выступление, король поднялся на особое возвышение и попросил дать ему такой удачный совет, который послужит к его личной чести и чести его королевства. Полностью рассмотрев и обдумав те доводы, предложения и требования, с коими их король обратился к королю Филиппу и коим последний не придал никакого значения, самые мудрые заседатели дружно постановили, что теперь король Эдуард просто обязан отречься от оммажа, принесенного королю Франции, и послать вызов ему и всем его сторонникам.

Еще было решено и постановлено, чтобы под страхом смерти никто в королевстве Английском не смел играть и веселиться без лука и стрел в руках, и что все мастера, изготавливающие луки и стрелы, будут освобождены от любых налогов. Еще было решено и постановлено, что все рыцари, оруженосцы и ратники, служащие королю на войне, будут получать от него жалование за полгода вперед, каждый согласно своему положению, и что вся добыча и пленники, которых они смогут захватить, будут оставаться у них, к их полной выгоде. Еще было приказано и постановлено, чтобы все сеньоры, бароны, рыцари и именитые люди из добрых городов усердно и заботливо старались обучить своих детей французскому языку, дабы тем было проще и легче вести войну. Еще было запрещено увозить за море хотя бы одну лошадь из любого предела Англии без дозволения на то канцлера и под страхом навлечь на себя королевский гнев.

Еще там была подобрана брачная партия для Уильяма Монтэгю, который преданно служил королю, воюя в Шотландии. Он давал такой отпор шотландцам, что при виде него они не отваживались на открытый бой, но обращались в бегство и прятались в лесах. Желая вознаградить мессира Уильяма за верную службу, король дал ему в жены юную графиню Солсбери, госпожу Джоанну, земли которой он держал в своей деснице и под своей королевской опекой. Эта графиня Джоанна была одной из самых красивых невест на свете.

В ходе парламентских заседаний было еще согласовано, обсуждено и вынесено множество иных постановлений, которые, наряду с уже перечисленными, весьма хорошо соблюдались. Однако все они не могут быть здесь перечислены и пересказаны.

О том, как прошли мирные переговоры между французами и англичанами, и о том, насколько хорошо соблюдалось перемирие всеми враждующими сторонами

И вот приспело время, на которое было назначено проведение переговоров в городе Аррасе. Наш Святой Отец папа Климент VI, правивший в ту пору церковью, послал туда легатами двух кардиналов. От имени короля Франции туда прибыли герцог Бурбонский, граф де Сен-Поль и сир де Куси; а короля Англии представляли епископ Линкольнский, граф Уорик и мессир Жан д'Эно. На этих переговорах было проведено множество обсуждений и состоялся обмен многочисленными речами, и, тем не менее, на путь соглашения выйти никак не удавалось. Англичане требовали слишком много, на взгляд французов, а французы предлагали слишком мало, на взгляд англичан. Поэтому дела остались в своем первоначальном положении, и все сеньоры разъехались по своим краям: кардиналы отправились в Авиньон, французы – во Францию, а англичане – в Англию.

И стали тогда два короля копить силы, чтобы по истечении срока перемирия воевать еще более яростно и жестоко, чем прежде. Это перемирие не слишком хорошо соблюдалось в отдаленных пограничных землях, ибо французские и английские гарнизоны постоянно совершали друг на друга набеги и нападения. Французские гасконцы в ту пору одерживали верх в Лангедоке и захватили множество городов и крепостей у англичан. Также и шотландцы твердо заявляли, что, пока они способны сражаться, они ни за что не станут соблюдать перемирие в войне с англичанами, ибо вовсе к тому не обязаны, но будут изо всех сил наносить им урон. Так они и сделали.