Мастерская группа "Эльфы Будущего"

Лилия и Лев: Несравненное право

назад

Материалы

Антураж

крестьяне, горожане, сеньориальное сословие, солдаты, духовенство, дети, отверженные, итог


Иллюстрации можно посмотреть здесь или скачать в архиве здесь (3 мегабайта).


Данный текст не содержит жестких правил по антуражу и носит рекомендательный характер.

У нас нет цели заниматься на игре реконструкцией выбранного периода Столетней войны, поэтому степень соответствия своего костюма и снаряжения историческим аналогам игрок выбирает самостоятельно.

На нашу игру будут допущены костюмы и снаряжение, соответствующие периоду XIV–XV веков в Западной Европе.

Западноевропейский костюм этой эпохи характеризуется четкими различиями по сословному положению, принадлежностью к определенному роду занятий и полу.

Основные черты костюма:

Важной особенностью можно назвать распространение геральдических костюмов среди знати и иных знаков отличия (например, эмблемы городов или цехов). Основное правило на игре таково: при взгляде на внешний вид игрока должно быть понятно, к какому сословию он принадлежит (рыцари и графы не должны выглядеть беднее горожан, а крестьяне щеголять в мехах).

Основные составляющие части костюма: нижнее белье, повседневная одежда и верхняя одежда (сюда относятся и головные уборы, без которых появляться на улице было неприлично). Они разнятся в зависимости от пола и социальной принадлежности.

Крестьяне

Одежда крестьян шилась изо льна и шерстяных тканей, была практичной (то есть достаточно свободной и немаркой) и недорогой.

Мужчины носили льняную нижнюю рубашку (камиза) и льняные брэ, широкие и свободные, длиной до колена. Поверх белья носили верхнюю рубаху длиной до колена и с длинными рукавами (котта), На ногах – раздельные шоссы, в верхней части пришнуровывающиеся к брэ. В качестве обуви распространены невысокие башмаки.

В качестве головных уборов крестьяне носили всевозможные шапки (шапки-"таблетки", колпаки и т. д.) и худы, которые также защищали о непогоды. Под шапкой (или даже вместо нее) мог надеваться льняной чепчик-каль.

Помимо этого, поверх котты можно носить сюрко – верхнюю одежду без рукавов, и всевозможные плащи.

Женская одежда отличалась от мужской отсутствием брэ, длинной остальных составляющих костюма (камиза и котта длиной до щиколотки, сюрко – чуть короче). На ногах женщины носили шоссы длиной по колено, которые подвязывались под коленом лентами или ремешками. Женщины убирали волосы под всевозможные покрывала (чаще всего – из белого льна), которые могли укладываться на голове различными способами. Незамужние девушки часто не носили головных уборов, собирая волосы в косы (работать в поле с распущенными волосами неудобно), а по праздникам украшая их лентами.

И мужчины, и женщины застегивали на верхнем слое одежды пояс, к которому могли подвешиваться различные полезные вещи – сумки, ключи, мелкий хозинвентарь, четки и т. д.

Горожане

В зависимости от достатка, горожане могли позволить себе как одежду, мало чем отличающуюся от крестьянской, так и костюм, мало чем уступающий костюмам знати.

В целом, комплект костюма горожан состоял из камизы, брэ, котты (либо коттарди, что было гораздо моднее), а также верхней одежды – сюрко либо упеляндов, плащей и головных уборов.

Небогатые горожане носили одежду изо льна и шерсти, преимущественно ярких цветов. При выборе одежды предпочтительнее остановиться на котте и сюрко. Упелянды, тем более подбитые мехом (лиса, овчина, заяц), могли позволить себе только состоятельные горожане – главы цехов, городской нобилитет и т. д. Кроме того, многие горожане с гордостью носили на одежде эмблему своего города, а члены ремесленных цехов и купеческих гильдий – эмблемы своих цехов и гильдий.

Ношение горожанами одежды из шелка или подбитой "привелегированным" мехом – песца, куницы, горностая – было запрещено многочисленными "законами о роскоши", было вызовом знати и каралось законом.

Сеньориальное сословие

Среди представителей аристократии были значительные различия в костюме, в зависимости от знатности и богатства рода. Небогатые либо обедневшие рыцари, недавние сквайры, третьи-пятые сыновья в семье не могли позволить себе шелка, бархат или дорогой мех, ограничиваясь шерстяными тканями (хоть и лучшего качества, чем у горожан), однако даже в таком случае рыцарь старался иметь на одежде свой герб (предмет его фамильной гордости и подчас единственный способ доказать свои привилегии).

Состоятельная знать носила одежду из очень хорошего тонкого льна и шерсти ярких цветов, шелковую или бархатную. Кроме того, все слои одежды могли украшаться цветной или золотой вышивкой ( в этом случае более верхний слой делался короче, чем нижний, чтобы была видна вышивка на обоих), жемчугом и драгоценными камнями.

Дорогие меха и красивая верхняя одежда – символы положения – надевались по случаю даже в теплую погоду и с гордостью демонстрировались окружающим.

Рекомендуем выбрать вариант котта+гербовое сюрко для небогатых феодалов, а представителям богатых и знатных родов – более "поздний" вариант XV века – коттарди, дублеты, гоуны, упелянды.

В качестве головных уборов знать предпочитала различные шапки, которые украшались брошами и перьями, и также шапероны, которые носились свернутыми на голове.

Женский костюм также мог выполняться как изо льна и шерсти, так и из шелка и бархата. Для дам, занимающих высокое положение в обществе, рекомендуем шнуровку на платье, пристяжные рукава (их можно дарить воздыхателям на память), обилие украшений.

Знать часто носила плащи (в том числе короткие, до середины бедра) даже в хорошую погоду, обувь аристократов была лучшего качества, чем у остальных, часто с каблуками и (писк моды) длинными носами.

Кроме того, необходимо помнить о поясах (в том числе с поясными наборами из драгоценных металлов), к которым подвешивались сумки, молитвенники, четки, кинжалы.

Солдаты

Унифицированной формы для солдат в то время еще не существовало, однако отличительной особенностью их костюма можно назвать функциональность (одежда не длиннее колена), яркость, даже вычурность – пестрые цвета и различные их сочетания, комбинации из собственной неброской одежды и более пышной захваченной в качестве трофея.

Вооруженные люди, которых вел в бой их сеньор, чаще всего носили поверх доспехов сюрко с гербом своего командира.

Кроме того, солдаты часто использовали в качестве опознавательных знаков различные кресты: англичане – алый крест св. Георгия на белом, французы – синий крест св. Георгия, шотландцы, бургундцы – косой крест св. Андрея и т. д.

Духовенство

Костюм духовенства состоял в общем из рясы и пелерины с капюшоном поверх нее, и зависел от принадлежности к "черному" или "белому" духовенству, а также от принадлежности к определенным духовным орденам.

Францисканцы: серая ряса, веревочный пояс, на ногах – сандалии.

Доминиканцы: белая ряса, кожаный пояс с четками, белая пелерина с капюшоном и черный плащ с черной пелериной с капюшоном.

Кармелиты: темно-коричневая ряса с капюшоном.

Августинианцы: белый шерстяной подрясник с наплечником, черная ряса с длинными широкими рукавами, капюшон и кожаный пояс.

Епископы в обязательном порядке носят помимо основного облачения митру и перчатки, а также посох.

Дети

Детский костюм в общем был уменьшенной копией взрослого костюма того же сословия, причем в раннем детстве существенного отличия между женским и мужским не было – и мальчиков и девочек одевали в длинные рубашки.

Отверженные

Маргинальная часть средневекового общества являла собой пеструю и разношерстную, бросающуюся в глаза массу. Бродяги и мародеры чаще всего носили одежду с чужого плеча, заметно разную по частям, студенты одевались небогато и неброско, прокаженные – в лохмотья и носили при себе колокольчик, предупреждающий об их присутствуии окружающих, евреи и иные иноземцы носили специфические детали одежды (головные уборы, определенные цвета, эмблемы и т. д.).

Кроме того, были еще бродячие артисты, паломники, "солдаты удачи" и т. д., чей род занятий обычно бросался в глаза сразу же.


Подводя итог, заметим, что даже при моделировании на нашей игре "условного Средневековья" хотелось бы видеть игроков в качественно выполненных, эстетично выглядящих костюмах, соответствующих аналогам насколько это возможно, максимально детализированных.

В качестве примера: крестьянин в костюме, состоящем из рубашки и штанов, выглядит хоть и бедно, но вполне реалистично, в то время как граф в алогичном костюме допущен не будет. В общих интересах сделать игру разнообразной, в том числе за счет наличия качественных, проработанных костюмов, которые составляют значительную часть впечатления как о персонаже, так и об игроке.

Мы рекомендуем помнить о таких полезных и добавляющих больше антуражности аксессуарах, как четки, чернильницы, фамильные перстни, семейные рекликвии, гербы, кинжалы, кошельки, молитвенники, гребни и т. д.

На игру не будут допущены костюмы, включающие:

Мастерская группа не требует от игроков наличия антуражной обуви в обязательном порядке, однако в случае хорошей погоды мы будем рады видеть на игроках кожаную обувь, имеющую исторические аналоги (берцы и иная черно-коричневая обувь без шнурков кислотных оттенков, маркировок и молний длиной в пол-ноги будут допущены).

В случае наличия у вас костюма, в допуске которого вы сомневаетесь, лучше заранее обговорить это с мастерами. По этому же адресу можно задать интересующие вас вопросы относительно допуска деталей костюма или доспеха.